Опубликовано

Чтобы предотвратить возможную опасность, её следует вовремя увидеть. Конструкция современного автомобиля обеспечивает необходимую обзорность водителя. Наша задача не ухудшить её в процессе эксплуатации автомобиля. Тем не менее, это происходит. Например, обзорность в направлении движения и с боков автомобиля ограничивают стойки, на которые опирается крыша кузова. Их ширина определяет величину слепой зоны, как это показано на рисунках.

zerkala_1
Обзорность вперёд и через внутрисалонное зеркало заднего вида.
zerkala_2
Обзорность через наружние зеркала заднего вида.

В последнее время часто применяют так называемые дефлекторы, которые применяют для предотвращения сквозняков при вентиляции салона, значительно увеличивают величину слепой зоны, особенно с левой стороны. Поэтому начинающему водителю стоит серьезно подумать, прежде чем их поставить. А если уж они поставлены, то необходимо помнить об ухудшении обзорности и, поворачивая налево, найти способ (наклоняясь вперёд, например), чтобы «заглянуть» в слепое пространство.

Так же в последнее время стало модным чрезмерное тонирование стекол. Снаружи такой автомобиль смотрится эффектно он тот, кто находиться в нём, надо думать, заинтересован не столько во внешних эффектах, сколько в надёжном перемещении. А так как чрезмерное тонирование ухудшает обзорность с места водителя, то надёжность управления таким автомобилем соответственно снизится. Больше всего даже слабо тонированные стёкла или шторки на заднем стекле мешают водителю следующего сзади автомобиля. Т. к. зачастую водители ориентируются и следят за дорожной обстановкой глядя через стёкла впереди идущего автомобиля. Если же они будут тонированные, то водитель будет ориентироваться только по его стоп сигналам, что значительно сокращает время на принятие решения и вероятность «догнать» такой автомобиль больше.

Так же следует помнить про щётки стеклоочистителя, которые в пасмурную погоду очищают только часть ветрового стекла, что тоже увеличивает слепую зону. Уменьшить её невозможно, но учесть это обстоятельство в состоянии каждый водитель. В этих условиях очень важно не жалеть воды для омывания ветрового стекла, иначе оно быстро покроется царапинами и каждый встреченный ночью автомобиль будет слепить вас. Возможность видеть зависит не только от величины очищаемых зон, но и от качества очистки. Поэтому не стоит забывать о своевременной замене щёток.

Для надёжного управления автомобилем необходимо видеть, что происходит не только впереди, но и позади автомобиля. Для этого автомобиль оснащается зеркалами заднего вида, которые могут иметь плоскую или выпуклую поверхность. Первые позволяют точно оценить расстояние до наблюдаемого автомобиля и скорость его перемещения относительно вашего. Но при этом они обеспечивают меньшее поле обзора. Сферические зеркала позволяют практически исключить слепые зоны, но за это приходится заплатить невозможностью точно определять расстояние до идущего сзади автомобиля и относительную скорость его перемещения. Для надёжного маневрирования в транспортном потоке лучше видеть по частям, но реальную картинку едущего сзади автомобиля, чем всё сразу, но в искаженном виде. Сторонники зеркал второго типа утверждают, что к изменению масштаба пространства можно привыкнуть. Но это самообман, о котором говорят результаты экспериментов. Причина в том, что для привыкания необходимо значительное время. А здесь его нет. Пространство через ветровое стекло водитель видит в естественном масштабе, а переведя взгляд на зеркало в уменьшенном. Правда на современных автомобилях нашли способ примирить сторонников обеих типов зеркал — установить на автомобиль и то, и другое вместе. Сферическим обычно делают правое наружное зеркало, о чём предупреждают водителя наклейкой на нём. В которой, говорится что расстояние до объекта кажется большим чем в действительности. Но, тем не менее оно позволяет значительно увеличить угол обзора.

Но потому, что такие зеркала применяют пока не везде и в основном на автомобилях иностранного производства, далее будем говорить про обычные плоские зеркала. В первую очередь их настройку необходимо производить под оптимальную позу водителя. В легковом автомобиле три зеркала. Внутрисалонное зеркало следует установить в такое положение, при котором будет виден проём заднего стекла и линия горизонта, с его помощью удобно наблюдать за автомобилями, которые находятся достаточно далеко, определять, какие из них и как скоро могут догнать вас. Наружные зеркала позволяют наблюдать за автомобилями, находящимися в непосредственной близости, и определять возможность выполнения безопасного перестроения при обгоне, или смене полосы движения. Их необходимо установить в такое положение, при котором будет видна линия горизонта и часть соответствующего борта автомобиля. Чтобы избежать опасности столкновения с автомобилями, попадающими в слепую зону, следует придерживаться следующих правил. Прежде всего, необходимо  периодически смотреть в зеркала и определять автомобили, которые вас догоняют. Когда обстановка позади автомобиля наблюдается с определённой периодичностью, исчезновение из поля зрения догоняющего автомобиля говорит о том, что он с большой вероятностью находится в слепой зоне. В этом случае появляется возможность планировать свои действия таким образом, чтобы выполнять перестроения либо тогда, когда догоняющий автомобиль ещё далеко, либо когда он уже обогнал вас. Тем не менее всегда есть вероятность ошибки в оценке ситуации  через зеркала, поскольку время, в течении которого можно смотреть в них, ограниченно. Поэтому следует придерживаться совета: поверните голову прежде, чем повернёте руль. Это означает, что, собираясь перестроиться, необходимо бросить взгляд через плечо, чтобы проверить слепую зону с той стороны, куда вы хотите повернуть. И никогда не перестраивайтесь резко, тогда вы успеете среагировать на сигнал, который подаст водитель обгоняемого автомобиля, если вы его не заметили.

<<<Назад

Комментариев нет.

Оставить комментарий